Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования
Объекты для проведения практических занятий – кабинеты коррекции речи для проведения занятий с детьми учителем-логопедом, кабинет педагога-психолога, групповые помещения, музыкально-физкультурный зал – оснащены полностью средствами обучения и воспитания. Специально оборудованного помещения, кабинета (группы), приспособленного для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающимися на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развития нет.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Спортивный комплекс на прогулочном участке доступен для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития. Для лиц, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, доступа к объектам спорта нет.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Весь книжный фонд МБДОУ располагается в методическом кабинете и в группах, где созданы микроцентры "Книжный уголок", условно разделен на три части и включает в себя:
- книги для педагогов (методическая и справочная литература),
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
- детскую литературу: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход на объект (лестничные марши) не доступен для инвалидов и других малогабаритных групп населения. Вход оборудован лестничным маршем. Невозможно приспособить вход в здание для инвалидов на кресле-коляске без работ, требующих конструктивные изменения здания (невозможны ввиду затрагивания несущих стен и требования реконструкции части здания).
Специальные условия питания
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Возможна организация лечебного и диабетического питания в соответствии с представленными родителями (законными представителями) ребенка назначениями лечащего врача.
Специальные условия охраны здоровья
В МБДОУ № 69 создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В МБДОУ имеется медицинский кабинет и процедурный. В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору, в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
Функционирует психолого-педагогический консилиум МБДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ создано единое информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия для инвалидов по зрению.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, досуговых мероприятиях. Педагоги участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием:
- 3 интерактивные панели – "Бабочка", "Ладушки", "Солнце",
- комплект развивающих программ для сенсорных поверхностей,
- 25 блоков, направленных на обучение, игру и развитие,
- 2 комплекта "KidSmart",
- 1 интерактивная доска.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено.